Тут что-то есть

01.12
02:35

Враг государства №1: Легенда

Вторая серия биографии французского бандита


Грабитель банков Жак Мерин (Кассель) терпеть не мог, когда его фамилию неправильно произносят, и потому сделал все, чтобы ее запомнил каждый ­по­лицейский и каждый репортер Фран­ции. Оказавшись на скамье подсуди­мых, он обличал коррупцию, а после доста­вал из штанов пистолет и брал в заложники судью. Играючи уходил от любой погони, а когда уйти было нельзя — встречал группу захвата шампанским. Дразнился, выдумывал себе несуществующую политическую доктрину, ­требовал закрытия тюрем как ­оскорб­ляющей человека институции. В общем, как мог приближал тот день, когда властям надоест его арестовывать и флегматичному комиссару Бруссару (Гурме) передадут пожелание президента Жискара д’Эстена утихомирить Мерина без суда и следствия на светофоре у блошиного рынка.

Учитывая, что первая часть приклю­чений Мерина, поставленная по его воспоминаниям (написанным в тюрьме и, по словам самого автора, наполовину выдуманным), заканчивалась жесточайшим расстрелом каких-то ни в чем не повинных пожилых егерей, — от второго фильма, показывающего финальные, не поместившиеся в автобиографию ­го­ды, резонно было бы ждать чего-то вроде ­де­конструкции героя. Но нет — как ни в чем не бывало еще два часа качественной стилизации под криминальные фильмы 70-х (Уильяму Фридкину, когда-то бредившему французским кино, будет приятно узнать, что круг замкнулся: потомки Клузо теперь благоговейно копируют сцены из «Французского связного»). Плюс остроумные переодевания а-ля «Фантомас»: Мерин, надев очки, ­инспектирует полицейский участок, Мерин в халате врача навещает больного папу, Мерин с бородой, Мерин с лысиной. Опять (вот уже, кажется, десятый раз за две серии) кадр с разлетающимся вдребезги задним стеклом машины, опять ­пуля в ноге — если режиссер Рише хотел показать, что жизнь налетчика однообразна, у него в общем получилось. К второстепенным героям картина равнодушна, как был равнодушен к ним, должно быть, и сам Мерин: персонажи исчезают без сле­да, как только становятся не нужны режис­серу с героем (где женщина, которой Мерин клялся в вечной любви в первой серии? что стало с адвокатессой, пронесшей ему в тюрьму пистолеты?). Все без исключения сцены, из которых составлена дилогия, можно перетасовать в произвольном порядке без малейшего вреда для компози­ции, сюжетной линии и смысла — так слабо связаны они между собой, и так мало влияния оказывает на героя все происходящее с ним. Рише явно не идеализирует Мерина: вот у робин гуда истерика, потому что «какой-то Пиночет» вытеснил с первых полос новость о его аресте, вот он довольно глу­по выделывается перед журналисткой из Paris Match — но исследованию характера режиссер явно предпочитает поляроидный снимок, констатацию. Тоже метод, но констатация выходит у него несколько хармсовского толка: про Мерина по итогам понятно только, что он был очень крупным животным и нравился девушкам, — вот, короче, какие большие огурцы продавались во французских магазинах в 70-е.


Источник: www.afisha.ru/movie/191783/review/253923/

25.11
19:34

Бумажный солдат

Казахстан, 61 год, раскисший космодром в серых лужах пос­ле вчерашнего дождя; каждый второй фатально простужен, все разговоры — про «полетит — не полетит». Свернешь от станции не туда — ликвидируемый за ненадобностью ­концлагерь, где осипшие вохровцы жгут пустые бараки и стреляют сторожевых овчарок. Свернешь куда надо — поч­ти такие же бараки, и такая же овчарка накануне неудачно ­приземлилась вместе с тряпичным муляжом космонавта: му­ляж разбит, собаке больно. Живые космонавты в кургузых трениках бегают кроссы и факелами горят в барокамерах. И то и другое — без лишних эмоций; кому-то, разумеется, страшно, но ясность цели все здорово упрощает. Единственный, кому ­непросто, — красивый грузинский доктор в хорошем пальто (Мераб Нинидзе), который сам никуда не летит и ничем ­вроде как не рискует, но бесконечно мается между Москвой и Байконуром, обремененный двусмысленной должностью ­терапевта в отряде потенциальных смертников и чрезмерны­ми интеллигентскими надеждами на советскую космическую программу. Женщины (Чулпан Хаматова и Анастасия Шевелева) хотят рожать от него детей, держать за руку, завязывать развязавшийся шнурок и заматывать шею шарфом, чтобы не простыл на ветру. Он отмахивается от них, как от зубной боли, цепляясь за свою больную, маниакальную уверенность, что ракета, стартующая в молочное небо над грязью, бараками и полустанком, не просто дорогостоящий металлолом или аргумент в межконтинентальной игре в ножички — что она что-то изменит.

После «Последнего поезда» и «Гарпастума» Германа-младшего упрекали за манерность, за отцовский наклон почерка, за Гошу Куценко в роли Блока (отважное кастинговое решение, действительно), но по здравому размышлению единственное, что можно было предъявить ему всерьез, — это отсутствие в кад­ре чего-то, отдаленно похожего на фигуру автора. В его тонко сделанных фильмах можно было найти массу достоинств, находок и смыслов, но чего в красивой монохромной дымке не удавалось разглядеть никакой полевой оптикой — это его самого, убедительных свидетельств тому, что за пределами чисто эстетического интереса режиссеру есть хоть какое-то дело до чахоточных немцев и обреченных футболистов в белых рубашках. В отличие от «Гарпастума», сделанного крепко, как футбольный мяч (ну Куценко, да, но будем считать, это был ниппель), «Бумажный солдат» хрупок, стилистически несовершенен и уязвим — он тянется вверх так старательно, что под конец все-таки надламывается от собственной длинношеести. Но в нем Герман впервые говорит от первого лица, оперирует не абстрак­циями и культурными пластами, а личными чувствами, зада­ет вопросы не в порядке интеллектуальной гимнастики, а потому что сам не знает ответ — а хотел бы знать. И странная штука: хваленый дух времени, фиксацию которого принято ждать от современных актуальных форматов, не просто зафиксирован в этом формалистском, абстрактном ретро с наряженными в пальто ходячими метафорами и литературной, от руки писанной речью — он здесь почти что объяснен, пусть и через аналогию. Большинству здравых людей сегодня идеалы 60-х кажутся симпатичной (ну или не очень) детской блажью, «Солдат» же дает почувствовать — никто из сегодняшних тридцатилетних не взрослей и не разумней тех, кому было тридцать в 61-м. Взлетит — не взлетит. Какие-то мы симпатичные, но бессмысленные. Все то же самое, все точно так же — минус стартующая в небо ракета.


Источник: www.afisha.ru/movie/190645/review/250068/

19.11
18:18

Сумерки

Фильм «Сумерки», поставленный режиссером Кэтрин Хардуик, киноверсия удивительного литературного феномена истории неожиданного и страстного романа между семнадцатилетней девушкой и таинственным и неотразимым вампиром. Когда мать семнадцатилетней Беллы Свон (Кристен Стюарт) отправляется путешествовать со своим новым мужем, Белла переезжает к своему отцу: из Феникса она возвращается в крошечный городок Форкс в штате Вашингтон. После палящего солнца Аризоны серый туманный климат Форкса непривычен и необычен для Беллы, такими же непривычными и даже экзотичными кажутся ей ее новые знакомые семейство Калленов. Невероятно красивые, они никого близко к себе не подпускают, и Белла понимает, что она никогда в жизни не встречала никого, даже отдаленно похожего на них. Она и не подозревает, насколько близка к ужасной истине: действительно, такие ей прежде не встречались.

Семейство Калленов бессмертные вампиры. Десятилетиями а некоторые из них веками они приучали себя довольствоваться только кровью животных, что для вампиров является неким аналогом вегетарианства у людей. Они прячутся под вечно затянутым тучами небом полуострова Олимпик (именно на полуострове Олимпик расположен город Форкс, где разворачивается действие романа прим.пер.), ведя, насколько это возможно, жизнь нормальных людей и скрывая от всех свою тайну. Беллу страшно заинтересовал Эдвард Каллен, однако он старается не допустить их сближения. На самом деле его безумно тянет к ней, но он боится, что сущность вампира окажется сильнее, чем самоконтроль.

Белла та единственная, та родственная душа, которую он искал в течение 90 лет, но он боится, что не сумеет устоять перед ее ароматом: этот запах просто сведет его с ума, заставив поступить с ней, как поступает всякий вампир со своей жертвой. Будучи не в состоянии отказаться от того, чтобы встречаться с ней, Эдвард открывается Белле в надежде, что его тайна оттолкнет ее, однако девушка влюбляется в него еще больше. Вскоре юная пара становится неразлучной, и внутренние страдания Эдварда только усиливаются: Белла испытывает всепоглощающее желание стать такой, как он.

По мере того, как Белла открывает для себя мир, в котором живет Эдвард, она все больше и больше погружается в новую жизнь, в захватывающий и леденящий душу роман, и в конце концов она привлекает к себе внимание группы вампиров-кочевников, не таких щепетильных в отношении человеческой крови, как Каллены. Эти кочевые вампиры наметили Беллу в качестве своей очередной жертвы.


Источник: www.afisha.ru/movie/190060/review/252455/

17.11
18:56

Зак и Мири снимают порно

Сентиментальная комедия с яйцами


Блондинка и толстяк (Бэнкс и Роген), обоим за тридцать, оба идейные бездельники, из экономии делят жилплощадь со времен окончания школы — он игра­ет в хоккей, она моет тарелки, квартпла­та пополам. Он остроумный, она довольно хорошенькая, но идея спать вместе за 10 с лишним лет не приходит в голо­ву ни одной из сторон. Когда в результате нонконформистского отношения к оплате счетов им отключают воду, свет и отопле­ние, Зак задумчиво предлагает Мири пойти на панель, но посовещавшись, оба решают, что разумнее снять в гараже порноверсию «Звездных войн» и продать ее через интернет. Довольно быстро утратив практический смысл (с самого начала сомнительный), затея эта, тем не менее, переворачивает их жизнь.

Кевин Смит всегда работал на контрасте между заоблачной похабенью и исповедью нежного сердца, и чем старше он, тем заметней, что в его случае это не столько осознанный художественный прием, сколько устройство головы, да и само противоречие между этими двумя полюсами — мнимое. В сорок лет продолжать так искренне радоваться звучанию слов «жопа», «х…» и «п…да» может лишь человек с душой ребенка: такому сам бог велел верить в Деда Мороза, любовь с первого взгляда до гроба и патриархальные ценности. «Зак и Мири» — в каком-то смысле венец этого незамутненного смитовского мировоззрения, шедевр сентиментализма, изложенный отборным ­матом. Здесь показывают яйца, какают человеку на голову, единственного здравомыслящего персонажа играет порноикона 80-х Трейси Лордз (ее героиня, кроме прочего, пускает мыльные пузыри одним местом), но на выходе — скорее светлая печаль, чем что-то еще. Отчасти потому, что героям (и тем более режиссеру) слишком много лет, чтоб их детская беспечность, любовь к «Звездным войнам» и вязаные шапки с помпонами не отдавали хоть немножко трагедией. Отчасти потому, что вслед за монологом про задницу автор на голубом глазу сообщает, что свою любовь важно не прозевать, а призвание, напротив, никогда не поздно найти. Впро­чем, это, кажется, старая шутка, что идеалист — это тот, кто всегда досматривает порнографию до конца в надежде, что ­герои в финале поженятся.


Источник: www.afisha.ru/movie/191344/review/252007/

17.11
18:41

Прочисть мозги

Левацкий памфлет против телевидения


Телепродюсер Райнер (Бляйбтрой) преуспевает в жизни — лихачит под водочку на спортивном автомобиле, кровоточит на белоснежную рубашку прожженным кокаином носом, спит с трофейной блондинкой и парит на заоблачных рейтингах своих низкопробных шоу. Но жизнь жестко сталкивает его (в самом буквальном из смыслов) с девицей (Гамбард), чей любимый родственник повесился из-за райнеровской передачи. После этого продюсер духовно перерождается, увольняется и вместе с девицей, охранником-конспирологом и кучкой безработных обрушивает «аксьон директ» на растлевающее немецкий народ телевидение.

Вначале отчетливо напоминая фильм «В движении» (тем более что Бляйбтрой тут — вылитый Хабенский), во второй половине «Прочисть мозги» движется в сторону английской социальной комедии про малых сих, которые, при известном великодушии сценариста, способны на многое. Что было бы даже и мило, если бы австрийский марксист Вайнгартнер — чья предыдущая работа «Воспитатели» страдала ровно от того же — чуть менее страстно критиковал общество потребления и чуть более строго относился к собственным несовершенствам — длиннотам, штампам, упрощениям. От фильма, который в 2008 году на полном серьезе талдычит про примитивность и фашистскую сущность телевидения (с упоминанием среди прочего «Дивного нового мира» и «Майн кампф»), зритель вправе ожидать несколько более смелых, что ли, художественных решений. Жульнически перестраховываясь, режиссер вкладывает очевидные сомнения («Телевидение тупое? Вот это новость!») в уста самого гнусного персонажа, бывшего коллеги Райнера, но дела это не меняет. К тому же дивный новый мир самого Вайнгартнера — где средства производства принадлежат человеку труда, рабоче-крестьянские нимфы плещутся в хрустальных озерах, а в прайм-тайм показывают исключительно Фассбиндера — тоже выглядит жутковато.


Источник: www.afisha.ru/movie/190432/review/242041/

09.11
19:32

Жизнь после него

Новая мама моего парня


После гибели сына Мэтью в автокатастрофе его мать Камилла (Катрин Денёв) слегка теряет рассудок и пытается заместить боль утраты странными, тягостными, но не лишенными романтики отношениями с лучшим другом сына — Франком (Томас Дюмерше). Который кстати и был за рулем во время злополучной аварии… В весьма ограниченный прокат с 29 мая выходит фильм Гаэля Мореля «Жизнь без него».

Фильм Гаэля Мореля очень напоминает семейную драму Нанни Моретти «Комната сына», выходившую в прокат в 2001 году. Только вместо лирических зарисовок на тему семейных ценностей и преодоления боли утраты через усиление любви к оставшимся в живых ближним, как это было у Моретти, Гаэль Морель концентрируется на болезненных фрейдистских комплексах, которые лишь усиливают безысходность драмы и норовят свести с ума героиню фильма.

Вообще для Мореля, специализирующегося в своих фильмах на сложных социальных аспектах жизни франко-алжирских нелегалов и нетрадиционной подростковой сексуальности, передать всю глубину драмы обычной французской матери-одиночки, трагически утратившей сына, представляется задачей невыполнимой. Это как если бы Шон Пенн вдруг решил снять «Горбатую гору-2», Франсуа Озон — полицейский боевик без подвоха, а Ким-Ки Дук — байопик о святой Терезе.

И Гаэль Морель, кажется, не превзошел этих скептических ожиданий. Видимо, из режиссеров с определенным скандальным реноме только гений Педро Альмодовара способен подняться до постижения и любования и мужским, и женским началами без их искажения. «Жизнь после него» по-своему, конечно интересный фильм, и любителям толковать о психологических аберрациях, комплексах вины, навязчивых идеях и прочих психологических табу, вмещенных в картину, будет, чем поживиться. Но ни рецепта утешения, ни света в конце метафизического тоннеля страданий героини ждать не стоит, да и сами ее страдания могут показаться раздражающе умозрительными и надуманными. Даже хорошая игра Катрин Денев, умело воплотившей маниакальное безумие женщины, теряющей контроль над своей жизнью и чувствами, не наполнила скупой мелодраматизм картины чем-то, способным вызвать у зрителя катарсис. Чего уж говорить о малозначительной роли французской звезды артхауса Элоди Буше, сыгравшей старшую сестру погибшего Мэтью, или растерянном, вяловатом отце семейства в исполнении классического француза Ги Маршана.

И тут не чтобы «не веришь» — оно ведь в жизни-то всякое бывает, — но как-то не принимает сердце всей этой трагедии. Особенно после весьма странного начала картины, отсылающего к распутным алжирским мальчикам из режиссерского наследия Гаэля Мореля.


Источник: www.kinopoisk.ru/level/79/user/180497/comment/209085/

09.11
19:05

Страх темноты

Дизайнеры пугают: альманах рисованных ужасов


Один юннат принес из леса смышленого жучка, тот заполз под матрас и следующий раз дал о себе знать только годы спустя, когда у юнната появилась девушка. Японская школьница возвращалась с уроков через кладбище, а там был некстати похоронен один очень жестокий самурай. Некто, наряженный Скарамушем, шел по городу с четырьмя злыми собаками — первых трех он последовательно спустил на ребенка, мужчину и женщину, последняя сожрала его самого. А еще один дяденька зимой забрался погреться в черный дом — совершенно зря, как выяснилось.

Сборник черно-белых рисованных виньеток об ужасном спродюсирован французским художником и многолетним арт-директором Canal Plus Этьенном Робьялем (сумасшедшие титры в начале и в конце фильма — его работа), а исполнен по его заказу тремя французами, двумя американцами и итальянцем, занимающимися комиксами и графическим дизайном, — на каждую из шести фамилий найдутся желающие восторженно поцокать языком. Неясно, задумывалась ли вся эта история как концептуальный поединок между дизайном, по определению работающим на комфорт, и страхом как одной из главных форм дискомфорта, но в итоге страх, как и положено более тонкой материи, весь куда-то делся. Финальный продукт — остроумный, ненавязчивый, не страшный за все полтора часа ни на секунду — похож на книжку для кофейного столика: Чарлз Бернс (комиксовый Кроненберг: главка про жучка, конечно же, его) соседствует с творчеством француженки, вдохновляющейся Hello Kitty, совсем откровенная ерунда пролистывается быстрее, чем успеваешь заскучать, а лучший эпизод (про мужчину со спичками в темном помещении) символичным образом сделан карикатуристом «Нью-йоркера» МакГуайром, для которого кофейный столик — естественное поле битвы.


Источник: www.afisha.ru/movie/188256/review/231436/

09.11
17:57

Приключения бобренка

Бобренок ищет маму: франко-канадская документальная мелодрама


Канадский бобренок, предоставленный самому себе (папу съели волки, мама вечно занята, младшая сестра довольно невнятная), познает мир в пределах запруды: ком­муницирует с рысенком и (в меньшей степени) с енотом, боится фили­на, не понимает, как относиться к ­мед­ведю, — пока при прорыве плотины его не уносит к чертям собачьим вниз по течению. Впрочем, и там, оказывается, можно жить.

Фильмы, где нет ни одного человечес­кого лица, а единственное напоминание о цивилизованном мире — голос Николая Дроздова, светло и радостно сообщающий: «Медведь может съесть ­бобра, но пока не знает этого — ему еще многому предстоит научиться» — это, конечно, по умолчанию чистое счастье. В картине документалиста Калдерона есть бесценные моменты (скажем, бобр, действуя хитростью, топит волка); если ее что и портит — это стремление авторов обязательно взвинтить драматизм до планки, установленной какими-нибудь «Птицами» или «Маршем пингвинов». Бобр, как ни крути, все-таки не пингвин, его жизнь скорее производственное кино, чем «Английский пациент»; обстоятельство, которое Калдерон (раньше снимавший вообще про термитов) почему-то считает необходимым не воспеть, а замаскировать. Восхитительную монотонность бобриного быта он зачем-то оживляет с помощью довольно спорного приема: реальные события положены на мало похожий на правду мелодраматический сюжет с погонями, лесными пожарами и чудесными избавлениями в последнюю секунду. Если авторы все эти коллизии выдумали, то это надувательство; если не все — кем надо быть, что­бы снимать с трех камер, как волк гонится ­за бобренком или как бобриху-мать ­при­давило горящим деревом, и не ­вмешать­ся. Это, впрочем, вопрос к каждому второ­му документалисту, кем луч­ше быть — обманщиком или соучастником, Майклом Муром или Лени Рифеншталь. И когда в объективе — бобренок, этот вопрос стоит особенно болезненно.


Источник: www.afisha.ru/movie/191314/review/250074/

04.11
22:44

Квант милосердия

Жестокий, красивый, но несколько бездушный «Бонд-22»


Британский госслужащий Бонд (Крейг), человек с пистолетом и проблемной психикой, к тому же сильно озверевший после самоубийства возлюбленной, шаль­ной пулей рикошетит между Европой и Латинской Америкой, всюду оставляя мертвецов. Начальница М (Денч) еще в прошлом фильме взявшая привычку возмущенно вскрикивать: «Джеймс, вы убили его!», от восклицаний ­пере­ходит сперва к усталой констатации ­факта («Так вы и его убили»), потом к уговорам («Не убивайте хоть этого»). Ее «не убивайте», впрочем, доходят до адресата, когда тот уже сломал ­со­беседнику обе руки, ногу и шею. Цель Бонда — тайная организация «Квант», пустившая корни всюду, включая британское правительство, и представлен­ная похожим на Романа Поланского ­промышленником Грином (Амальрик), который ратует за экологию и имеет пакт о ненападении с ЦРУ. В какой-то момент траектория 007 пересекается с траекторией второй, не менее шальной, чем он, мыслящей пули — его подвозит на маленькой машинке боливийка Камилла (Куриленко), девушка с обожженной спинкой, которая по ряду причин тоже ненавидит весь мир.

Последовательность продюсеров ­бондианы стоит того, чтоб похлопать им стоя: перекроив бондовский миф до неузнаваемости в «Казино «Рояль», со cледующим фильмом они поступили еще радикальней — отдали его арт-­режиссеру, чья специальность — исто­рии об очень неприятных людях. Немец Форстер, в лучших своих работах («Все вместе», «Бал монстров») исследовавший спорную человеческую привычку жить дальше даже тогда, когда по всем статьям надо пойти и сдохнуть, доводит Бонда до точки кипения и идет дальше, два часа показывая человека без принципов, идеалов и сдерживающих центров, корабельную пушку, сорвавшуюся с привязи в сильный шторм. «Квант» не лучший, но, пожалуй, самый интересный фильм бондианы — как визуально, так и политически. Форстер оживляет ­хи­меры мировых заговоров из кино 50-х, распластывает Крейга черной кляксой на фоне белого неба, как на афише хичкоковского фильма, бросает его в пекло новой мировой реальности, где враг не локализован и даже не назван по имени, это не корейцы, не арабы, не русские, не международный терроризм — враги тут вообще все. Америка, в бондиане традици­онно выступавшая союзником (в фильмах с Броснаном — скорее комическим, но тем не менее), тут в сговоре со злом: единственный на все ЦРУ приличный человек — ссудивший Бонда деньгами в прошлой серии агент Лейтер (Райт), весь фильм скрипит зубами и саботиру­ет сволочные приказы начальства. Все это в высшей степени занятно и как нельзя лучше соответствует текущему моменту, и если нового Бонда в чем хочется упрекнуть — это в странном желании на бегу устроить изначально ­монолит­ному герою что-то вроде духовного перерождения. Бонд, как Ахиллес или Карлсон, может вынести любые трактовки, но странно выглядит в развитии. Он ­может быть джентльменом или жлобом, героем или серийным убийцей, рыцарем в сияющих доспехах или черным ­чело­веком с рояльной струной в кармане, но попытка показать, как он эволюционирует под влиянием обстоятельств и встреч с интересными людьми, зара­нее обречена на провал. Чуть размякший от любви 007 в финале «Казино «Рояль» выглядел правдоподобно (в первую очередь потому, что было ясно: эта любовь кончится очень плохо), а вот сознательность, затеплившаяся в его синих глазах под конец «Кванта», — это как-то мало похоже на правду.


Источник: www.afisha.ru/movie/181155/review/250527/

04.11
22:39

Мадагаскар 2

Голливудский Мадагаскар, похоже, один из последних островков стабильности в нашем зыбком мире. Что бы ни творилось с ценами на нефть и недвижимость, зрители всегда могут быть уверены: их пригласят воспользоваться услугами компании «Пингвин Эйр» и отправят куда-нибудь далеко, в мир, полный приключений, где при некоторой сноровке можно взять милости у природы, поучаствовать в героическом возвращении диким зверям воды, понаблюдать за тем, как король лемуров бойко руководит жертвоприношением, зебры весело плюются, а бегемоты — просто наслаждаются жизнью.

Даже если вспомнить только о некоторых сюжетных поворотах, становится ясно, что приключений у героев будет не меньше, чем у детей по фамилии Грант, путешествующих по 37 параллели в поисках папы. Вот и лев Алекс найдёт родителей, только, в отличие от мужественных отпрысков Гранта, король Нью-Йорка сделает это как-то случайно, словно получив бонус после аварийной посадки в тропиках: неожиданное и радостное для самих персонажей воссоединение короля джунглей с королём Большого яблока произойдёт под музыку Ханса Циммера, которая самому простому сюжетному ходу способна придать динамику, драматизм и даже некоторую сентиментальность.

Итак, долгожданная встреча со старыми друзьями состоялась. Весёлая четвёрка бывших обитателей нью-йоркского зоопарка предстаёт перед зрителями во всей красе и без каких бы то ни было изменений в сравнении с самими собой трёхлетней давности. С той только разницей, что теперь они «хотели бы жить на Манхеттене…», а тут из-за сломанных самолётов и бастующих обезьян приходится «делиться секретами» со своими дикими братьями — как потерять друзей-зебр и заставить всех тебя ненавидеть, а потом победить вооружённых до зубов фотоаппаратами и фонариками туристов танцами, талантом и искренностью. Такая вот американская мечта, поскользнувшаяся на банановой кожуре.

Почему, собственно, поскользнувшаяся?

А потому, что всё было бы хорошо, весело и замечательно, если бы «Мадагаскар 2» не стал явным доказательством того, что, как и было сказано однажды, компьютерная анимация вступила в нелёгкий период жанрового кризиса, связанного не только с постоянной эксплуатацией не раз проверенных способов создания беспроигрышного анимационного продукта, но ещё и с частыми победами анимационных фильмов в межвидовой борьбе с картинами художественными. Совсем недавно «Валл-И», будучи одним из самых успешных фильмов года, завоевав преданную любовь зрителей и собрав отличную кассу, заслуженно по многим статьям переиграл своих конкурентов, не имеющих к анимации никакого отношения. Но, как ни странно, победы одних аниматоров расшатали почву под ногами их коллег по цеху.

Конечно, при живом «Пиксаре» говорить о кризисе компьютерной анимации как-то неловко. Но всё же он очевиден. У фильма «Мадагаскар 2» масса достоинств: смешные и разнообразные шутки, красочность, харизматичные главные персонажи, бешеные пингвины и воинствующая пожилая леди, словно оттачивающая мастерство рукопашного боя по фильмам Квентина Тарантино.

Но всё это буйство цветов, ритмов и фантазии не вызывает особого восторга или желания ещё раз встретиться с любимыми персонажами. Если авторы и хотели направить взоры зрителей на уже маячащую на горизонте третью часть «Мадагаскара», то они, скорее, добились обратного результата: зрители охотнее оглядываются назад, стремясь пересмотреть первую серию, где лев, зебра, бегемотиха и жираф только начинали веселить публику и где пингвины навсегда покорили зрительские сердца.

В последовательном эксплуатировании собственных идей и придумок, в создании новых приключений для любимых публикой персонажей нет ничего зазорного. Но надо быть готовым к тому, что в определённый момент достижения жанра в целом и отдельно взятого фильма в частности могут превратиться из явных удач в неудачи и обернуться разочарованием для зрителя.

Что же пошло не так? Ведь есть же и пародийность, и юмор, и даже своего рода джунгли-сатира — с профсоюзом обезьян-самцов, требующих для себя декретных отпусков. Есть бруклинская амазонка, восклицающая: «Если мы выжили в Бруклине, мы сделаем это где угодно!» Есть она же — готовая за любимую сумочку льву «пасть порвать, моргала выколоть». В конце концов, есть пингвины. Абсолютно всё, что в фильме связано с ними, по традиции — смешно, изобретательно, абсурдно и тонко: начиная от их захватнического вторжения в заставку «Дримворкса», где они не совсем корректно ведут себя с мальчиком с удочкой, и заканчивая аварийной посадкой под лозунгом «кто сказал, что пингвины не летают!», включая отлично спланированное нападение на туристический транспорт и напряжённые переговоры с профсоюзами.

Короче говоря, Шкипер и компания — неподражаемы. Но, как говорится, пока гром не грянет, пингвин не перекрестится. Беда пришла откуда не ждали: из недр анимационного прогресса.

Несколько лет компьютерная анимация активно развивалась, графика становилась всё более выразительной, детали всё более живыми и реалистичными, а «объёмность» всё более впечатляющей. Компьютерная анимация внутренне всё дальше отходила от анимации рисованной и кукольной. При этом она практически полностью утратила ту степень условности, которая была в старой анимации. А свою условность так и не обрела, заблудившись в собственных возможностях: если раньше пластичность формы помогала создать выразительный, иногда подчёркнуто утрированный образ, то теперь, в компьютерной анимации, пластичность формы используется чаще всего только для достижения пущей натуралистичности и похожести.

Интересно, что ни первая, ни вторая серия «Мадагаскара» к особым достижениям на ниве графики не стремились (хотя вода, конечно, «как живая»), но, может быть, именно поэтому их скромные по современным меркам модельки подтверждают некое подвешенное состояние всего жанра, оторвавшегося от корней, а нового, собственного художественного языка так и не создавшего.

А ведь именно особая мультипликационная условность позволяет наполнять мультфильмы разнообразными смыслами, делать их интересными для детей и взрослых. Именно благодаря ей говорящие звери и их «семейные и жизненные ценности» могут казаться интересными зрителям; и то, что в любом другом кино могло бы показаться банальностью, в анимации становится искренним высказыванием на интересующую всех тему.

В документальном и художественном кино — звери живые. В кино анимационном они — это наш стеклянный зверинец, который оживает благодаря игре воображения, индивидуальным для каждого ассоциациям, обретшему визуальный образ ритму («ви лайк ту мув ит, мув ит!») и музыке. Именно в анимации музыка всегда занимала и будет занимать одно из главных мест в ряду выразительных средств кино: не случайно в полнометражные анимационные проекты всегда приглашают таких мастеров, как Ханс Циммер, Томас Ньюман и Джон Пауэлл.

Во втором «Мадагаскаре» что-то случилось со «стеклянным зверинцем». Что-то надломилось, раскололось… В любом случае стало понятно: мало хорошо делать то, что умеешь, надо ещё работать, непрерывно ища что-то новое, выразительное, чтобы в весёлом мире африканских джунглей не стало вдруг «и скучно, и грустно», и некому лапу подать.

Но есть хорошая новость: у нас всегда будут пингвины. Их анимационная жизнь ещё не до конца изучена. А посему — до встречи в кино!

Комментарий редактора:

Каждый отдельностоящий пример качественной локализации западного мультфильма, по старой привычке — не столько повод для редкой (да на самом деле уже и не такой редкой) радости, сколько наглядное пособие того, с какой целью вообще дримворксы и прочие диснеи тратят немалые деньги, нанимая дорогостоящих звёзд первой величины для озвучки своих произведений. Голос актёра — зачастую то единственное, что делает компьютерную, как-никак машинную анимацию по-настоящему живой. Потому недавний Буг-Бондарчук и вот теперь, также повторно, Алекс-Хабенский сотоварищи совершают для нас это чудо.

В каком-то смысле мы смотрим не западный, а вполне наш мультфильм. Потому что актёр, если он действительно актёр, в отличие от полубезымянных многостаночников «Мосфильм-мастера», он не озвучивает, он играет роль. Его задача — не набубнить текст в микрофон и пойти дальше кочумать, он всё-таки отвечает за работу своим именем, и результат не заставляет себя ждать в виде приятного настроения зрителя и хороших сборов.

Последние годы прокатчики крепко задумались над этой небанальной мыслью, и даже малобюджетные «Феи» выходят из студии озвучания именными, а не безымянными. Может, настанут скоро и такие времена, когда ни один анимационный проект не будет выходить без авторизованного перевода и хороших отечественных голосов в титрах. Вот «Вольта» озвучивает «Квартет И». Кто там на очереди следующий? «Игорь». Вот и посмотрим, как справится с задачей прокатчик «Вест».

А прокатчикам «Мадагаскара 2» — отдельное спасибо за Серёгу в образе Мото-Мото.


Источник: www.kinokadr.ru/articles/2008/11/02/madagascar2.shtml

17.10
01:59

Сезон охоты 2

Бодрый детский мультфильм — без затей, но со странной моралью


Лес, наши дни. В канун свадьбы необаятельно инфантильного, физически ущербного оленя Эллиота с явно слишком прекрасной для него оленихой Шарлин жениха начинают одолевать типовые тревоги насчет утраты личной свободы. Беда, случившаяся с недавно прибившейся к лесному сообществу немецкой таксой Сосисочкой (ее подманила собачьими бисквитами жирная бывшая хозяйка), дает повод свадьбу отменить и организовать бестолковую спасательную операцию. В истории по мере сил участвуют: в прошлом зоопарковый медведь гризли, озабоченный лишним весом; дикобраз — лучезарный идиот; пожилая белка — почвенник и сквернослов; французские утки — одна, кажется, глухонемая; пудель с комплексом Наполеона; появляются также коты, как две капли воды похожие на киноведов Эберта и Сискеля.

Продолжение довольно никакого мультфильма двухлетней давности, изначально снимавшееся, а в США и выходящее прямиком на DVD (графика попроще, за кадром — артисты не второго, а третьего эшелона), в итоге смотрится сильно симпатичней оригинала, в первую очередь благодаря почти полному отсутствию детсадовского постмодерна (за полтора часа ни одной цитаты из «Матрицы» или «Крестного отца») — в наши дни за такое режиссеру детского фильма хочется пожать руку. В финале, впрочем, имеется престранный смысловой кульбит несколько в духе неоконсервативной идеологии. Так как пятилетки, являющиеся целевой аудиторией картины, вряд ли читают эти строки, а взрослые вряд ли ходят на такие вещи ради саспенса, раскроем его: победив в борьбе за свободу, животные практически сразу решают отказаться от нее и вернуться каждый к своему угнетателю. Немного странно. Впрочем, возможно, это не неоконсерватизм, а просто знание жизни.


Источник: www.afisha.ru/movie/190623/review/247247/

28.09
19:38

Мальчикам это нравится

Хорошая комедия про вечное одиночество блондинки

Плейбойская моделька (Фэрис), всю беззаботную юность прожившая на полном пансионе в особняке Хью Хефнера (он сам в самоуничижительном камео), после шумного 27-го дня рождения вдруг оказывается на улице — якобы за то, что стала старая, а на самом деле — из-за интриг. Впервые оказавшись в реальном мире и в считаные часы совершив там все возможные глупости (включая ту, которая описывается в хрестоматийном анекдоте про блондинку и алкотестер), она наконец устраивается на не имеющую мировых аналогов должность мамки в женское общежитие при колледже. В подопечные ей достаются полдюжины отвергнутых остроконкурентным студенческим социумом ботаничек с комплексами — в диапазоне от девочки в очках (Стоун, проходящая в киноведческой периодике как «Линдси Лохан для умных») и девочки в железном корсете (Уиллис, дочка Брюса, красавица с абсолютно папиным лицом) до лилипутки и аутистки, сидящей в шкафу и общающейся только эсэмэсками.
Написанный сценарным дуэтом, ответственным, кроме прочего, за «Блондинку в законе», этот удивительный фильм берет в принципе ту же коллизию — приключения ожившего архетипа в мире людей, — но рассматривает ее в более трагическом, безнадежном и, пожалуй, более правдивом ракурсе. Если для героини Риз Уизерспун быть блондинкой означало набор неких осознанный ценностей, то Фэрис (звезда «Очень страшного кино», создательница гениального образа гламурной идиотки в «Трудностях перевода» и, наверное, главная смешная девушка в США на сегодня) трактует это состояние как страшную неизбежность. Ее лицо на протяжении всего фильма отражает миллион тончайших оттенков одной-единственной эмоции — безысходного ужаса перед миром, который устроен так сложно, что надежды уразуметь его хоть отчасти нет. И можно смеяться над ней, но страшная правда в том, что перед лицом мироздания каждый чуть-чуть мыслящий человек — блондинка.


Источник: www.afisha.ru/movie/189000/review/242034/

11.09
20:14

Заложница

Отставной агент ЦРУ Брайан (Нисон) подрабатывает халтурами (скажем, побыть один вечер Кевином Костнером при поп-певичке), а большую часть времени беспокоится за свою 17-летнюю дочь (Грейс), которая вместе с бывшей женой (Янссен) перекочевала в миллионерский особняк. Однажды дочка просится съездить с подружкой в Европу («посмотреть Лувр», на самом деле — послушать U2). После долгих уговоров — одна! в Париж! — параноик соглашается в обмен на ежечасные звонки и прочее. Разумеется, едва приземлившись в Руасси, американки попадают в лапы албанцев, которые колют всем молодым туристкам наркотики и продают их в сексуальное рабство на Ближний Восток. Брайану удается коротко поговорить с похитителями. «Лучше отпустите ее. Денег у меня нет, — глухим голосом сообщает он, — зато у меня есть навыки».
Демонстрацией этих навыков (не столь прямолинейных, как у Шварценеггера, но и без лишнего выпендрежа какого-нибудь Джета Ли — скорее вспоминаются фильмы про Борна) 56-летний Нисон и занимается оставшийся час экранного времени. Воспитанник Бессона, бывший оператор Морель, дебютировавший неожиданно пристойным «13-м районом», в «Заложнице» скрещивает чисто американскую историю про отставника, доведенного до ручки, с несколько карикатурным взглядом на жизнь своего французского патрона. Герой, угрюмо пыхтя, избивает подростка, пытает какого-то албанца током, ни разу не забывает сделать контрольный выстрел, а однажды в профилактических целях простреливает руку совершенно невинной женщине — при этом тяжелого осадка, как в какой-нибудь «Жажде смерти», здесь нет и в помине, уж больно все вокруг игрушечное: и арабы-перверты, и идиоты албанцы (трогательно не способные отличить американца от француза), и героиновая ломка, и Эйфелева башня. Смотреть — одно удовольствие; что еще можно испытывать, когда у плохого человека в ногах гвозди, а хороший подсоединяет их к розетке?


Источник: www.afisha.ru/movie/189964/review/240012/

11.09
17:08

Каменная башка

Поначалу фильм шибко нуден, Валуев откровенно беспомощен, а тут еще эти криминальные орки при джипах и кожаных куртках, чьё племя в местном кино, казалось, только-только вытравили, и вот-те на, опять эти бритые лбы!
Но после того как Валуев перестает нескладно выжимать из себя кретина, а кажет переживающего душевный ренессанс увечного человека, нащупавшего, наконец, свое фантомное счастье – ход картины выруливает на звенящие, пронзительные ноты. Монолита из этой роли у чемпиона не вышло, но несколько его взглядов, осклабов и набугриваний своего скалистого чела бьют по сердцу просто в упор. В сцене, когда Валуев с расхлыстанной битами кровоточащей головой в оцеплении бешенных бандерлогов прощается с Фандерой, пульс частит, а дыхание не на шутку буксует. Слезных судорог в этой точке избегут немногие.
Может быть, Янковский не совладал с материалом по всей дистанции фильма, но несколько интервалов – он почти Клинт Иствуд, полубог. Да, и обратите внимание на Виталия Кищенко, сыгравшего менеджера Башки - удивительно, что такой масти актер практически неизвестен. Впрочем, это ненадолго.


Источник: www.afisha.ru/movie/181786/review/241249/

11.09
17:03

Голый барабанщик

Фильм Голый барабанщик не поражает какими-то суперсъемками или спецэффектами, но костюмеры поработали очень здорово, так как Фиш появляется в фильме в различных костюмах, которые не поражают воображение, но очень соответствуют эпохе диско. Главной звездой фильма, без сомнения, является Рэйн Уилсон, который известен по фильмам Сахара, Дом 1000 трупов, сериалам Закон и порядок и Место преступления. Актер не использует какие-то супер приемы, не поражает всех своей белозобой улыбкой или смешной рожицей, но каждая шутка в его исполнении смотрится очень органично и забавно.

Метание барабанных палочек, получение ударов по нежным местам и падения со стула – вот практически все приемы, который использовал актер. В фильме Голый барабанщик также участвуют актеры Кристина Эпплгейт и Джош Гад, которые много снимаются в фильмах и сериалах, но мне они практически ничем не запомнились. Очень удачно подобраны актеры, которые играют в подростковой рок-группе, и, конечно же в фильме подобрана отличная звуковая дорожка, по крайней мере именно после этого фильма я заинтересовался творчеством Тедди Гейгера, который играет в фильме роль Кертиса. //

Реальным барабанщикам посмотреть рекомендуется однозначно!


Источник: www.afisha.ru/movie/189854/review/238181/

06.09
14:50

Сводные братья

Комедия про стареющих младенцев
Два сорокалетних инфантила (Феррелл и Рейли) — никогда толком не работавшие и, кажется, сберегшие сексуальную непорочность — становятся сводными братьями в результате бурного романа их одиноких и хорошо сохранившихся родителей (Дженкинс и Стинберген). Они делят спаленку, препираются из-за ударной установки и поначалу друг друга ненавидят. Но чем настойчивее окружающие требуют от них «повзрослеть», тем сплоченнее становится братство, основанное на любви к порножурналам, преклонении перед Йодой и синхронном лунатизме.
Про фильм, поставленный сорокалетним Адамом МакКеем (который работает исключительно в творческом тандеме с Ферреллом) и спродюсированный сорокалетним Джаддом Апатоу (которым уже пора заняться антимонопольному комитету конгресса), трудно сказать что-то по-настоящему хорошее — кроме того что благодаря этим людям утешительное понятие «кидалт» расширяет свои границы буквально на глазах. «Братья» по большому счету лишь спорадически смешная, однообразная, а пожалуй что и раздражающая комедия. И все же, все же: идея сделать дуэт из Феррелла и Рейли — озарение на грани гениальности, немедленная индульгенция. Эти прически и эти футболки (футболки в фильме — едва ли не главное), это одно на двоих выражение лица, как у американского президента. Эта чистейшая, без всяких примесей, здоровая олигофрения, которую буквально излучает каждый кадр, обезоруживает, как обезоруживают братья Маркс или, допустим, Вицин с Моргуновым. Крайности, отсутствие полутонов, концентрат — этого так мало в жизни; и так хочется поэтому видеть в кино. С.З.


Источник: www.afisha.ru/movie/188999/review/237285/



Папки